Когда начинаешь работать, в главную очередь интересует вопрос поиска заказчиков. Оно, в принципе, и очевидно: клиенты — это деньги, а денег, как известно, не бывает много. Где их искать? Что им предложить? Как заинтересовать? Давайте остановимся на первом пункте: где найти клиентов. Обо всех доступных способах поиска заказчиков — в нашей статье.

1. Фриланс-биржи

Не секрет, что на фрилансе уже работает чуть ли не 5-я часть всего работоспособного населения России. То есть, если так посчитать, то каждый пятый совершеннолетний знакомый уже работает на фрилансе — ну или хотя бы создал там аккаунт. Оно, в принципе, и очевидно: на фрилансе ты сам решаешь, кто будет твоим заказчиком или нет. Тут нет «дядек», на которых надо работать — в любой момент можно отказаться от сотрудничества. Конечно, при условии, что вы сделаете это добросовестно и не оставите заказчика у разбитого корыта. Из фриланс-бирж России посоветую fl.ru, freelance.ru. Эти биржи считаются ведущими в странах СНГ, на них постоянный поток новых заданий. Соответственно, и денег. Если говорить об иностранных биржах, рассмотрите Upwork, Dribbble, Fiverr и другие.

2. Рекрутинговые сайты

Тут все просто: просто публикуете свое резюме, просто собираете портфолио, просто находите клиентов. Ладно, конечно, все не так уж и легко: на одно заполнение профиля у вас может уйти день. Но вы же хотите показать себя с самой лучшей стороны, верно? Тогда постарайтесь. На рекрутинговых сайтах в основном ищут исполнителей или специалистов на постоянную работу. Она может предполагать как работу в офисе, так и «удаленку». Конечно, в период пандемии «удаленка» — наилучший вариант. Рассмотрите такие сайты, как hh.ru и rabota.ru, а также LinkedIn.

3. «Компания мечты» — или подавайтесь на понравившуюся должность сами

У вас есть компания, в которую вы всегда мечтали попасть? Например, Procter&Gamble? Если да, то вам срочно нужно податься туда! Потратьте время на создание впечатляющего портфолио, просмотрите (обязательно просмотрите!) сайты компании, определите их девиз, их метод работы, их «боли» (слабости), их сильные стороны. Все это — ваши аргументы. Ими можно апеллировать, проходя собеседование. Главное — не бойтесь пробовать. За попытку не убьют, а вот вы сможете сказать себе, что хотя бы попробовали. Ну или сказать «я это сделал», если пройдете собеседование и получите заветный золотой билет в компанию мечты.

4. Контекстная реклама

Неочевидный способ. То есть, сначала мы тут говорили о фрилансе, компаниях и другом, и вот тебе — контекстная реклама. Так за нее еще и платить нужно, ужас. На самом деле все не так уж и плохо: если правильно настроить контекстную рекламу, можно получить огромное количество новых заказчиков. Эту рекламу вы видите постоянно. Я вот, например, писала статью о том, кто такой SEO-специалист, и теперь не могу отделаться от его контекстной рекламы даже на сайтах с сериалами. Сергей Сивков, я Вас вижу и слышу, но дайте посмотреть новый сезон Сестры Рэтчед, пожалуйста! 🙂

Так вот, вернемся к контексту. Для того, чтобы запустить этот процесс, вам нужна база: хорошее портфолио, наличие хотя бы минимального количества отзывов. Ну и наличие правильного специалиста — директолога. С его помощью вы получите клиентов за минимальную сумму. Рассмотрите этот вариант, если собираетесь расширять свой бизнес.

5. Блоги и форумы

Тоже довольно неочевидный вариант. Раньше на том же fl.ru существовала такая рубрика — «Блог», на котором фрилансеры могли делиться своими наблюдениями, писать статьи, обсуждать их как с коллегами, так и с потенциальными заказчиками. Попробуйте: найдите форум по своей специализации. Во-первых, это дополнительное образование, потому что на форумах всегда можно встретить что-о новое, во-вторых, это возможность получить клиента: заказчики часто ищут исполнителей на специализированных форумах, потому что там сразу видно, подходите вы или нет.

Проверьте на практике: откройте habr.com. Там миллионы статей по разным направлениям.

6. Сарафанное радио

Мой самый любимый пункт. Тут, конечно, все просто, понятно, даже шутки не пошутишь. Хочешь иметь клиентов — делай хорошо. Хочешь иметь много клиентов — делай отлично, так, чтобы клиенты не только вернулись, но и привели друзей.

Это самый древний способ поиска заказчиков. При этом неважно, кто вы — сапожник или Python-разработчик. Если вы делаете хорошо — к вам еще придут. Делаете отлично — к вам приведут своих друзей. В целом, этот закон работает везде: будьте вы даже продавцом сладкого в магазине, если вы умеете продавать свой товар — к вам придут друзья клиентов. И именно за теми самыми плюшками с вареньем.

Не забываем и о бонусах, скидках, подарках для постоянных клиентов. Они тоже должны чувствовать, что вы их цените. Вы можете сделать скидку на каждую последующую услугу, сделать немного больше работы бесплатно. Да и вообще, способов «сделать клиенту приятно» — уйма. Главное — чтобы от чистого сердца.

Клиент не робот, не машина — он чувствует, когда к его заданию относятся с энтузиазмом, а когда — с безразличием.

7. Реклама из прошлого

Ну, как для диджитального мира, вариант не очень, но все равно имеет право на жизнь. Тротуары, вывески, билборды, наклейки на машины — это все и сейчас встречается. Вы можете продвигать свои услуги и в офлайн-мире. По большей части такая реклама нацелена на аудиторию, которая пока что слабо соприкасается с интернетом — ну, разве что прогноз погоды подсмотреть. Но, так или иначе, такая реклама приносит клиентов. Вопрос в том, сколько денег вы готовы потратить на ту или иную вывеску и «отобьют» ли ваши клиенты ее изготовление и аренду рекламного места. В этом отношении реклама в веб-пространстве значительно дешевле.

8. Друзья

Никто не запрещает эксплуатировать друзей, чтобы заработать денег. Не так конкретно, правда, но без их помощи тоже не обойтись. Независимо от того, чем вы занимаетесь, в большинстве случаев вы вполне можете помочь своим друзьям с, например, текстом или сайтом за символическую плату в виде рекомендации знакомым или упоминания в социальных сетях. Знакомые и друзья — это мощный двигатель для рекламы, так что рекомендуем обратить внимание.

9. Социальные сети

Почему бы не создать группу/сообщество/отдельный профиль для своей работы? Пусть это будет, например, Facebook или Instagram (ВКонтакте больше не такая популярная сеть, но продавать там все еще можно). Сделайте блог — рассказывайте, что сделали сегодня, какие цели у вас на завтра и как быстро вы продвигаетесь по карьерной лестнице (конечно, если продвигаетесь). Наймите SMMщика — он будет продвигать ваш блог за вас. В общем, социальные сети — это сила. Попробуйте!

10. Визитки

Да, сделайте себе визитки и носите их с собой каждый божий день. Давайте их всем потенциальным клиентам или друзьям/знакомым этих потенциальных клиентов. Поверьте, визитки окупятся, потому что хоть один клиент точно придет. Перед такой настырностью тяжело устоять. Точнее, ей тяжело сопротивляться.

11. Конкурсы

Будьте спонсором на конкурсе — почему бы и нет? Но! Только при условии, что вы уверены, что конкурс направлен именно на вашу целевую аудиторию. Иначе — деньги на ветер. Помните эпоху give away? Так вот, это — не ваша целевая аудитория. Хотите платежеспособных клиентов — тщательно отбирайте конкурсы и аудиторию, которая будет в них участвовать.

12. Коллаборации

Допустим, вы — фотограф. Почему бы не сделать совместную съемку с местным блогером? Конечно, на бартерной основе. Вы ему фоточки, он вам рекламу. Поверьте, люди часто приходят по рекомендациям своих любимчиков. Это — круто. Очень советую попробовать.

13. Свой сайт

У большинства опытных фрилансеров в описании профиля можно найти ссылку на сайт. Сайт — это лицо. Он должен говорить о вас. Он должен продавать вашу услугу своим интерфейсом и текстом. Сайт действительно принесет вам клиентов, но только при условии, что он будет сделан качественно.

Мой совет: просмотрите наши интервью с топ-фрилансерами. У большинства из них есть сайты — и, сказать правду, некоторые из них вызвали у меня заинтересованность и желание «купить товар» — услугу.

Вместо выводов

Способов найти клиента уйма. Некоторые, правда, устарели — но это не говорит о том, что они ушли на покой. Например, рекламу на машине лично я вижу каждый день — и это при условии, что почти весь мой город умеет пользоваться интернетом. Я бы рекомендовала для поиска клиентов первые три-четыре заголовка — фриланс, рекрутинговые сайты, контекстную рекламу и блоги. А что бы выбрали вы?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите свое имя