И вот, наконец, вы решились заняться фрилансом. Выбрали занятие себе по душе, проучились энное количество времени, но… Возникает закономерный вопрос – а где найти клиентов? Новичку во фрилансе сделать это достаточно сложно, но возможно! Некоторые уже на этом этапе останавливаются и возвращаются к опостылевшей, но зато такой понятной и стабильной работе в офисе. А не стоит этого делать, ведь не боги горшки обжигали. Конечно, больших заработков на начальном этапе вам никто и не обещал, но нужно же с чего-то начинать.

kak naity klientov frilanseru

Я уже рассказывала, что мой первый заказ на ниве копирайтинга стоил всего 30 рублей за 10000 символов без пробелов. Но это была работа! Я это сделала, я смогла! И вы – сможете!

Создайте портфолио

Первое, что спрашивают работодатели при устройстве на работу – ваше резюме и документы об образовании. Во фрилансе ваше резюме и диплом – это портфолио. Что это такое? Это примеры ваших работ, то, что вы умеете делать.

У копирайтеров и редакторов – это примеры текстов, написанных или откорректированных. У программистов – программы, созданные и работающие сайты. У дизайнеров – фото работ. Фрилансерам сферы мультимедиа – снимки до и после ретуши, видеоролики, аудиотреки, записи голоса. В общем, понятно.

В созданном портфолио должны быть работы на все темы и направления, в которых вы работаете. 3D-моделлеры могут создавать модели мебели, одежды, персонажей для игр, дома и т.п., а могут специализироваться только в одной области. Так и программисты – они могут быть разработчиками сайтов, приложений для всех платформ мобильных гаджетов и ПО для ПК, а могут работать только в одном направлении. Кейсы лучших примеров должны быть в портфолио. Надеюсь, с этим понятно.

Теперь второй вопрос – а где это самое портфолио создать? В интернете существует огромное количество специализированных сайтов, созданных для бесплатного размещения портфелей фрилансеров. Я лично создавала портфолио на сервисе Google. Это абсолютно бесплатно, а разметить можно портфолио для фрилансера любого направления.

Другой вопрос – ссылку на это портфолио можно посылать по требованию заказчика или отправлять ему же при подаче заявки на вакансию. Об этом способе поиска клиентов я расскажу ниже. А вот сами заказчики искать исполнителей для себя будут уже на профессиональных сайтах. А потому свой портфель нужно разместить и там.

Что еще кроме работ должно быть в портфолио:

  • информация о вас, которую вы считаете нужным сообщить;
  • ваше реальное фото;
  • немного о вашем профессионализме. Много не надо – за вас все расскажут ваши кейсы;
  • стоимость ваших услуг;
  • сроки выполнения работ.

Это тот самый необходимый минимум, чтобы ваши потенциальные клиенты смогли узнать вас получше. И кстати, многие из них даже не просят выполнить тестовое задание или не назначают испытательный срок, если есть портфолио с примерами работ.

Чтобы разобраться в этом подробнее, читайте мою более обстоятельную статью «Как создать портфолио и где его разместить».

Рекламируйте себя любимого

Итак, портфолио вы создали, но теперь нужно донести информацию о себе до ваших будущих заказчиков. Как известно, реклама – двигатель торговли. А потому нужно рекламировать себя любимого и свои услуги. Я не говорю о том, что вы должны рассылать его на E-mail всех подходящих компаний, хотя и это будет не лишним. Но есть более легкие и доступные способы.

Социальные сети

Как исполнитель ищет заказчика, так и заказчик ищет исполнителя. А ищет он его в тематических сообществах. Вот пример – я только набрала в поиске сообществ ВКонтакте слово «копирайт», и посмотрите, сколько мне система выдала результатов!

А ведь такие сообщества есть у каждой группы фрилансеров! И там есть специальные обсуждения – поиск и спрос клиентов, резюме, вакансии и т.п. Здесь также нужно заявить о себе. И заявлять нужно хотя бы раз в неделю. Помните, что на ниве фриланса конкуренция огромна, а потому вы должны обойти всех своих соперников. Единственно, если вы понимаете закон взаимодействия пользователей социальных сетей, то должны знать — чем больше подписчиков, тем больше вероятность найти заказчика. Поэтому вступайте только в достаточно большие сообщества, но не забывайте смотреть и содержание группы. Бывает, что сообщество давно уже не работает, но в сети существует, и количество участников в нем довольно большое.

Если не желаете, чтобы ваш личный профиль в социальной сети «засоряли» предложения о работе, создайте отдельный. Это, кстати, будет лучшим вариантом. Личный профиль вы можете оформить так, как вашей душе угодно, а вот рабочий должен быть выдержан в деловом стиле, чтобы потенциальные клиенты видели, что вы человек ответственный, целеустремленный, квалифицированный.

Никаких «котиков», ссылок из игр, открыток и прочей «шелухи» на стене быть не должно, только профессиональная информация. Единственный минус отдельного рабочего профиля – небольшое количество друзей.

У меня были созданы отдельные профили в ВК, ОК и Моем мире, но сейчас я ими не пользуюсь. И там также было достаточное количество друзей, которые могли поделиться моими записями на стене, но в любом случае все видели, что именно я публикую. Сейчас я пользуюсь только личным профилем, но мне это уже не мешает.

Рассылки

Если вы все же понимаете, как работают e-mail-рассылки, можете попробовать создать такую и себе. Это не так сложно, как кажется, но зато результат точно будет. Письмо нужно продумать очень грамотно. В обращении к потенциальным клиентам вы должны убедить их, почему можете быть полезны, а сотрудничество с вами – выгодным. Простой информации, что «вы дизайнер, и можете создавать креативные предметы/сайты/интерьеры», мало. Нужно именно обосновать свое предложение – свое работоспособностью, умеренной ставкой, повышением продаж и т.п.

Друзья и знакомые

Вам, вероятно, покажется странным, но многие начинающие фрилансеры именно так находят своих первых заказчиков. Если у вас есть знакомые в интересной вам теперь области, то пусть они расскажут о вас.

Опять приведу в пример себя любимую. Как уже говорила, я освоила видеоредакторы и создаю интересные ролики и слайд-шоу. И вот на поздравительные ролики или отчетные презентации мне периодически «прилетают» заказы от знакомых и тех, кому меня эти знакомые порекомендовали. Минус в том, что живу я в маленьком городке, а потому таких заказов немного, но они довольно прибыльные.

Например, в прошлом году я за неделю сделала 8 таких роликов (итоговых отчетов и поздравительных к Новому году), и заработала на этом 10 тысяч рублей. Хороший приработок к моей основной деятельности копирайтером!

А в крупных городах знакомых еще больше, а потому и заказов должно быть много. Не отчаивайтесь, если вначале заказов из этого сегмента не будет. Не все получается сразу.

Зарегистрируйтесь на биржах фриланса и сайтах поиска работы

Это, наверное, самый популярный способ поиска заказа клиентов новичками. Об этом я расскажу отдельно, так как бирж фриланса существует большое количество. Есть только русские, есть международные. Существуют биржи фриланса универсальные, т.е. для фрилансеров всех направлений, а есть узконаправленные сайты, где исполнители специализируются только на одной сфере деятельности – текстах, сайтах, маркетинге, программировании и т.п.

Кстати, на биржах можно найти не только одноразовые проекты, но и постоянных заказчиков. Ведь первую свою работодательницу я нашла именно на бирже фриланса. Кстати, лучше всего иметь профили на нескольких сайтах, ы идеале – на всех. Плюс большого количество профилей – без заказов точно не остаетесь. Минус в том, что прокачать все профили не получится. Так и останетесь «середнячком» везде.

Да, зарегистрировавшись на бирже, профиль нужно «прокачивать». Выполняйте любые, даже самые мелкие заказы. За это вы получите повышение рейтинга, а при хорошо выполненной работе – положительный отзыв! А последнее очень важно, ведь клиенты просматривают профили исполнителей, чтобы выбрать самого лучшего.

Кстати, моя ошибка, о которой жутко жалею — я погубила свой рейтинг на одной из бирж, он сейчас минусовой. Восстановить его – целая проблема. Да и отрицательные отзывы никуда не денутся. А все – от незнания правил биржи! Поэтому мой совет – тщательно изучайте все, что касается ваших прав и обязанностей на бирже фриланса, не губите свой профиль. Пусть рейтинг будет нулевым, но не отрицательным.

На сайтах поиска работы тоже публикуют объявления об удаленных вакансиях. Здесь вы можете заполнить резюме на каждую из ваших специальностей. Обязательно укажите ваши ключевые навыки – работодатели непременно смотрят на это при выборе исполнителя. Максимально заполните резюме, указав только актуальную информацию. И вот именно здесь вы можете посылать ссылку на свое портфолио. На биржах передавать личные данные в большинстве случаев запрещено.

Что еще нужно делать

Мало просто зарегистрироваться на бирже фриланса, создать профиль в социальной сети или просить знакомых о рекомендациях. Вам тоже не стоит сидеть без дела.

Тематические мероприятия

Вам покажется странным, но иногда стоит посетить тематическое мероприятие, чтобы познакомиться с нужными людьми. Различные конференции, семинары, выставки (в зависимости от того, чем вы занимаетесь) принесут полезные знакомства. И пусть вы не найдете там заказчиков, но, вероятно, кто-то из ваших новых друзей знает того, кому ваша помощь пригодится.

Но помните – общение нужно строить правильно. Сначала узнайте, кто ваш новый знакомый, чем он занимается, а не предлагайте свои услуги «в лоб». Если строить диалог «от собеседника», то эффект будет большим. Так вы, во-первых, зарекомендуете себя, как деликатного и понятливого слушателя, а во-вторых, поймете – может ли быть вам чем-то полезен данный человек или нет.

Собирайте отзывы

Про отзывы я упоминала выше. Обычно заказчики на биржах оставляют отзывы за хорошо или плохо выполненную работу. Понятно, что заказ нужно сделать на «отлично», чтобы избежать негатива. А скрины положительных отзывов или ссылки на них добавьте в портфолио.

К слову – как у исполнителей есть свои сообщества, так и у заказчиков они есть. Если с работодателем сложились нормальные отношения, попросите его порекомендовать вас его знакомым. В общем, как говорилось выше – рекламируйте себя или просите это сделать ваших знакомых.

Станьте субподрядчиком

«Вот еще», — скажете вы и будете отчасти правы. Вы же и во фриланс шли, чтобы не работать «на дядю». Но все же не всегда новичку удается раскрутить свой профиль самостоятельно. Намного легче пристроиться к опытному фрилансеру в качестве его помощника. ТОПовые специалисты востребованы, а потому у них большая загрузка. Пусть они будут платить вам меньше, чем получают сами, зато вы наработаете опыт, получите положительные рекомендации и, кто знает, может быть переманите пару заказчиков от своего работодателя.

Если нет на примете опытного коллеги, попробуйте написать в агентства. Объясните, почему именно вы им пригодитесь. Не завышайте на первых порах свою ставку – много денег платить неопытного специалисту никто не будет. Согласитесь сначала на испытательный срок. И если агентства увидят, что смогут с вашей помощью заработать больше, то, скорее всего, примут вас на работу.

Еще несколько странных советов

Но на рекламе и регистрации в соцсетях останавливаться нельзя. Если вы действительно хотите стать успешным фрилансером, необходимо инвестировать в свое будущее, и не обязательно это должны быть финансы.

Иногда вкладывайте свое время не в деньги, в будущее

Не думать о деньгах, тратить время зря – не слишком очевидный совет, но действенный. Некоторые начинающие команды фрилансеров не могут платить много, зато участие в крупномасштабном проекте – это отличная инвестиция в будущее. Вы не всегда будете новичком во фрилансе, а команда может скоро развить свой проект. А потому участие в нем может сторицей окупиться в будущем.

Не отказывайтесь даже от самых мелких заказов

Вернее, старайтесь не отказываться. Этим вы повышаете свой рейтинг, свою репутацию. У меня, например, были заказы минимальные по стоимости, зато работы можно было взять в свое портфолио. А на последнее, кстати, не каждый заказчик соглашается. Поэтому, если вам предлагают вместо денег высокий рейтинг, положительный отзыв и кейс в портфолио – соглашайтесь.

Не отдыхайте, если мало заказов

Самая большая ошибка фрилансера – отдыхать, если нет заказов. Не стоит этого делать. У вас есть чем заняться – пополняйте портфолио, учитесь чему-то новому и развивайте имеющиеся навыки, ищите заказчиков.

В заключение

Найти заказчиков в самом начале карьеры фрилансера бывает очень сложно. Как я говорила, у многих просто опускаются руки, не хочется ничего делать. Это бывает у всех, не только у новичков. Сколько раз я по два-три дня сидела, играла в игры, смотрела фильмы и ничего не делала для работы просто потому, что долгое время не могла найти заказы. Это нормально, но не стоит к этому привыкать и возводить в ранг постоянства.

Да, можно предаться апатии на денек-другой раз в месяц, но не чаще. В конце концов, отдых нужен всем, а если он оправдан отсутствием работы – то и к лучшему.

Я описала все самые действенные способы поиска заказчиков. Они действительно работают, большинство начинает свой путь фрилансера именно с бирж и социальных сетей. Возможно, вы придумаете что-то новое, мне пока не удалось!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите свое имя