Сегодня я хочу наиболее подробно осветить тему портфолио. Что это такое, как создать, где разместить. Рассказывать о себе можно долго и упорно, но, если не подтвердить свои слова нужными примерами, но им – грош цена. Именно поэтому для фрилансера так важно уметь составлять портфолио, постоянно пополнять его и всегда держать при себе! Ну что, приступим.

Что такое портфолио

Если вы уже попробовали найти своих первых заказчиков на ниве фриланса, но наверняка заметили: в опубликованной вакансии в требованиях к кандидату часто указывают, что обязательно наличие портфолио, а именно – примеры наиболее удачных работ, достижений, проектов в своей специальности.

chto takoe portfolio

Конечно, оно нужно далеко не каждому фрилансеру. Например, тем, кто собирается работать в колл-центре или просто набирать тексты, оно ни к чему. Да и какие примеры туда можно поместить? А вот копирайтеру, дизайнеру, программисту и людям других творческих профессий портфолио жизненно необходимо.

Дело в том, что по примерам работ можно судить об уровне профессионализма соискателя. Никто не наймет на работу человека, не проверив его в деле. И если при устройстве на работу в офис кандидату на должность дают испытательный срок, то при поиске исполнителя для разового заказа ошибка может быть фатальной.

Так, если разработчик, которому поручили создать сайт, не справился со своей задачей или результат работы не устраивает работодателя, то вернуть потраченное время никто не сможет. Примеры работ в портфолио должны показать уровень вашего мастерства.

А ведь с опытом, получением новых знаний и навыков вы будете улучшать свое портфолио! Поэтому сложность и стоимость заказов со временем будут возрастать.

Как оформить портфолио

С тем, что портфолио вам нужно, мы разобрались. Теперь вопрос – а как его оформлять? Варианта два – размещать работы в хронологическом порядке, т.е. по времени их создания, либо сгруппировать по направлениям деятельности. Например, художник может создать такие категории, как ретушь, коррекция фото, рисование и т.д. Копирайтеру лучше всего сделать такие направления, как информационные, продающие, СЕО тексты, лендинги, слоганы, сторис и т.п.

Такая подача облегчает заказчикам поиск исполнителя, так как всем нужны разные специалисты. Например, при поиске 3D-моделлера по дизайну одежды им будет не интересно смотреть на ваши работы по дизайну интерьера. Если работодателю нужен разработчик мобильных приложений для Андроид, то на работы, сделанные для iOs, он и не взглянет.

Но, решать вам! Возможно, вы работаете только с одним направлением, а потому вам и нечего пока группировать. В этом случае, конечно, можно расположить работы в хронологическом порядке или просто выбрать самые лучшие из своих проектов.

kak sozdat portfolio

Условно портфель создается за 4 этапа:

  1. Определитесь с направлениями деятельности, которые нужно осветить. Например, для фотографа это репортажная, портретная, свадебная, студийная съемка. Для дизайнера – дизайн дома, офиса, кафе и т.д.
  2. Отберите свои средние по качеству и лучшие работы. Нужно показать потенциальному работодатели свои сильные и слабые стороны. Обычно в одном блоке достаточно разместить по 10-15 работ. Со временем и опытом вы будете менять их на более удачные.
  3. Красиво оформите свои работы. И если с примерами работ у фрилансеров дизайнеров, визуализаторов, фотографов проблем не возникнет, то, например, программистам и тем же копирайтерам нужно тщательно продумать оформление портфеля.
  4. Разместите портфолио на своем сайте, специальном сервисе, бирже фриланса и обязательно носите его на флэшке. Никогда не знаешь ведь, где можно встретить потенциального клиента!

Какие работы выкладывать в портфолио

Сейчас я скажу, наверное, глупость, как вы подумаете, но это не так. Новичкам с небольшим количеством кейсом (а то и вовсе без них), очень сложно определиться с выбором. А и не надо. У вас не так много работ, чтобы можно было выкидывать что-то. Вам нужно убедить потенциального заказчика, что вы опытный, усидчивый и ответственный человек. И пусть на данный момент знаний у вас не так, чтобы много, но вы над этим работаете. В этом случае, кстати, поможет размещение примеров именно в хронологическом порядке.

Кстати! Можно ведь совместить способы размещения работы – создайте отдельные папки для каждой категории, а уже в них размещайте свои кейсы в хронологическом порядке.

И еще один важный момент. Как и сказала выше, работы должны быть не только самыми лучшими, но и среднего уровня. Это необходимо для того, чтобы заказчик адекватно вас оценивал. В «припадке вдохновения» можно наваять шедевр, а вот в обычное время уровень работ может быть весьма посредственным. А работодатель, увидев ваши шедевры, будет надеяться на самое лучшее.

По себе знаю, что нельзя показывать реальный уровень того, что вы можете. Как говориться, кому многое дано, от того многого и ждут. Эту ошибку я поняла, работая не копирайтером, а в Доме Культуры. Я показала на что способна, а потом стала делать очень много того, что не входило в мои обязанности. И не за отдельную плату, а за обычный оклад! И вот если я отказывалась, то следовали неприятные для меня санкции в виде лишения премии.

Поэтому я советую – показывайте заказчику не только лучшие, но и обычные работы. Пусть не ожидает от вас многого, хотя, не спорю, похвастаться очень хочется. Но это желание может обернуться тем, что вас буду считать мошенником, который ворует чужие проекты, так как повторить примеры работ из портфеля не может.

Со временем, когда вы станете опытным фрилансером, на вашем счету будет много хороших и качественных работ, удачно завершенных проектов, тогда да. Самое время выложить их в портфолио и показать миру. Вам уже не нужно доказывать свой опыт количеством. Теперь нужно позаботиться и о качестве представленных кейсов.

Еще один очень удачный ход оформления портфолио – создать кейс с фото этапов работы. Например, ретушер может показать исходное фото, затем – несколько промежуточных вариантов и в конце – результат. Такой способ покажет работодателю, что вам не страшны сложности, вы непременно сделаете работу, даже если она займет много времени. А в описаниях к каждому скриншоту можно указать, сколько времени вы потратили на тот или иной этап.

Также в портфолио должны быть обязательно указаны ваши контактные данные. Можно приложить их к каждому примеру работ, а также не забудьте работодателям предложить позвонить вам. Ведь заказчики не любят много времени тратить на поиск контактов. Чем проще найти телефон или e-mail исполнителя, чтобы связаться с ним, тем больше вероятность, что работу предложат именно ему.

Кстати, если вы создаете портфолио на собственном сайте, а не на одном из сервисов (я приведу их список ниже), будет большим плюсом возможность связаться с вами непосредственно с главной страницы. Сделайте большую кнопку, привлекающую внимание, с призывом позвонить/написать вам. А если у вас будет на сайте форма обратной связи, то заказчики непременно это оценят!

Видеообращение к заказчику тоже будет большим плюсом. Вы можете сколь угодно писать о себе, но живое общение не заменит ничто. Снимите небольшой ролик «о себе». Обычный наем сотрудника включает в себя в том числе и собеседование. Наиболее часто задаваемые вопросы:

  • Как вас зовут?
  • Есть ли семья?
  • Почему выбрали именно эту сферу деятельности?
  • Как долго учились?
  • Где учились?
  • Чем еще увлекаетесь?
  • Почему вы уверены, что подойдете для работы у нас?

Конечно, это не все вопросы, которые работодателю задают соискателю, но этого уже хватит, чтобы у заказчика создалось ощущение, что он вас знает. А если знает, то и работу предложит!

Итак, с тем, как оформить портфолио, разобрались. Теперь хочу рассказать, где его можно разместить.

Где разместить портфолио

Размещение портфолио – не такая большая проблема, как кажется. Самый простой и доступный вариант, воспользоваться бесплатными сервисами, например, в Гугл Докс. Но это только для тех, кому просто нужно быстро кинуть ссылку на примеры работ потенциальному работодателю. То же самое вы можете сделать и в соцсетях, создав отдельную страницу или группу и разместив в них примеры своих работ. Этот способ не отличается оригинальностью, да и самим заказчикам найти вас не поможет.

Сайты для размещения портфолио

Тем, кто возлагает большие надежды на свой портфель и размещенные в нем кейсы подойдут специализированные сайты, где можно создавать портфолио.

 Для дизайнеров и художников

Behance.net – один из самых крупных бесплатных сайтов для портфолио фотографов, дизайнеров, художников, видеомейкеров. Здесь можно опубликовать как личные работы, так и командные, указав при этом всех участников проекта.

Планка качества достаточно высокая, а потому нужно тщательно отбирать свои работы. При этом, как говорилось выше, вовсе не обязательно выкладывать только результат – покажите весь творческий процесс. Заказчики это оценят!

Dribbble.com – крупный сервис для художников, иллюстраторов, дизайнеров. Правда, здесь вы не проекты создаете, а загружаете небольшие шоты – изображения не более 400 пикселей в ширину. После регистрации вы можете просматривать и комментировать чужие работы, но для публикации своих необходимо одобрение от одного из участников сайта.

Deviantart.com – международная платформа для художников. Здесь создается портфолио по одному из предложенных шаблонов и загруженных изображений.

Платный аккаунт стоит 5 долларов в месяц и позволяет получить персональный домен. На бесплатном можно загрузить до 100 работ.

Portfolios.ru — простой сайт для размещения работ художников и дизайнеров. Есть платный и бесплатный аккаунт. В последнем случае можно разместить до 15 работ в различные альбомы и указать свои данные.

Revision.ru – еще один сайт для создания портфолио дизайнеров и художников. Чем-то похож на Биханс – можно выкладывать готовые работы или этапы их выполнения.

Coroflot.com – социальная сеть иллюстраторов и людей схожих профессий. Здесь можно не только опубликовать портфолио, но и найти работу. Можно добавлять любые контактные данные.

Nerve.ru – также позволяет размещать ссылки на свои профили с соцсетях и контактные данные. Сайт для художников и дизайнеров. При покупке аккаунта можно размещать неограниченное количество фото.

Illustrators.ru – крупнейшее в России сообщество художников. Здесь можно быстро создать портфолио, чтобы показывать заказчикам. Сначала дается любительский аккаунт, где можно разместить до 60 работы и откликнуться на 5 вакансий в месяц. При большой активности могут дать «мастера», что увеличит количество работ до 250 и позволит откликаться на 15 предложений. При покупке премиум-аккаунта все ограничения будут сняты.

Копирайтерам, контент-менеджерам и маркетологам

Clippings.me – позволяет создать портфолио копирайтеру. Работы нужно выгружать из PDF-документа. Нужно тщательно проверять информацию после загрузки, так как могут возникнуть ошибки при распознавании текста. Карточку можно редактировать.

Платный аккаунт открывает большие возможности. Бесплатный подходит для того, чтобы дать ссылку заказчику на примеры работ, так как публиковать контакты нельзя.

Pressfolios.com – здесь могут размещать примеры работы копирайтеры, журналисты, маркетологи и другие деятели сферы СМИ.

Работы также выгружаются из PDF-документа. Можно указать ссылки на внешние ресурсы. Позволено добавить обложку, ссылки на профили в соцсетях, контактные данные.

Сайт условно бесплатный. В течение 14 дней вы пробуете, как на нем работается. После нужно будет выбрать тариф лайт (10 долларов в месяц) или ПРО (15 долларов).

Contently.com — масштабный международный сервис для копирайтеров и маркетологов. Размещать портфолио нужно на английском языке.

Для всех

Pinterest.com – каталог визуальных закладок. Ваша страница представлена в виде тематических досок, на которых располагаются ссылки на другие сайты и изображения.

Чтобы создать портфолио здесь, нужно зарегистрироваться или войти с помощью учетных записей на Google или Facebook. А в своем профиле уже можно добавить пин или доску.

Использование бесплатное. Можно установить расширение для браузера, которое облегчает прикрепление работ на доску.

Платформы для создания сайтов-портфолио

Самые «крутые» фрилансеры создают собственные сайты.

Portfolio.adobe.com – это, фактически, продолжение Behance.net и часть Creative Cloud. При создании собственного сайта проекты с этих сервисов будут перенесены автоматически, а публиковать работы можно непосредственно из программ пакета Эдоуб. Здесь есть большое количество бесплатных шаблонов, которые можно настроить по своему усмотрению. Также можно подключить свое доменное имя. Платная подписка на Creative Cloud стоит 10 долларов в месяц. Это позволяет использовать платформу бесплатно.

Google Site – конструктор сайтов от Гугл. С его помощью можно легко перенести другие продукты компании на ваш сайт и сделать простенькое портфолио. У меня, кстати, портфолио именно здесь.

Шаблоны можно настраивать, платформа абсолютно бесплатна, реклама отсутствует.

Tilda.cc – один из самых используемых и удобных конструкторов сайтов. Большое количество стильных шаблонов, можно прицепить систему оплаты непосредственно на сайт. Здесь легко и быстро можно создать дизайн. При этом сайт-портфолио можно создать бесплатно, так как широкий функционал в этом случае не нужен.

Portfoliobox.net/ru – платформа создана специально, чтобы даже новички смогли сделать свой сайт быстро. Много шаблонов, набор инструментов для дизайна. Использование бесплатное с ограничениями. Платный стоит всего 7 долларов в месяц.

Squarespace.com – на платформе огромное количество инструментов для создания сайта, портфолио и других видов ресурсов. Можно сделать почтовый ящик на собственном домене, но это – при покупке тарифа. Персонал стоит 12 долларов, а Бизнес – 18 долларов в месяц. Правда, 14 дней можно использовать ресурс бесплатно.

Readymag.com – оригинальный ресурс, где можно создать такое же оригинальное портфолио. Здесь предусмотрено большое количество инструментов и возможность встраивать размещенные здесь проекты на другие сайты.

Есть 4 тарифа- бесплатный с ограничениями и три платных. Выбрать можно любой, в зависимости от ваших потребностей.

В заключение

Итак, сегодня мы разобрались, что такое портфолио, как и где его создать. На самом деле – это ваша визитная карточка, досье, которое покажет работодателю ваш профессионализм, опыт и креативное мышление. Ведь при создании собственного портфеля можно проявить воображение и смекалку, которые очень ценятся соискателями исполнителей для творческих проектов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите свое имя