Графический дизайнер — это человек, который работает с изображением. Да, именно так, потому что само понятие очень широкое и разностороннее. Часто этого человека называют и иллюстратором, так что мы не будем нарушать традиции. Обучиться на графического дизайнера можно примерно за 4 года — это если вы хотите стать профессионалом и вам необходима старая добрая художественная школа. Ну а зарабатывать начинающие дизайнеры могут от 40-50 тысяч рублей в месяц. Звучит довольно интригующе, так что предлагаем внимательно прочитать интервью с иллюстратором Алексеем Кравчуком. Кстати, Алексей является топовым фрилансером на бирже fl.ru (его профиль можно просмотреть тут). Обратите внимание на большое количество отзывов, высокий рейтинг и портфолио.
Алексей Кравчук- лучший графический дизайнер на бирже fl.ru
Меня зовут Алексей Кравчук, я родился и вырос в Кемерово, но сейчас живу и работаю во Франции. Я уехал сюда уже когда работал на фрилансе: у меня уже был определенный опыт на фрилансе, уже были определенные клиенты, на которых я мог хотя бы немного полагаться. Теперь по порядку:
Еще до фриланса я работал в разных направлениях: и верстальщиком, и графдизайнера, и как иллюстратор в разных глянцевых журналах «разной степени паршивости». Сейчас существует такая вещь как разделение труда, потому что в то время все были «и жнец, и на дуде игрец». Так я проработал 2,5-3 года, наверное. До этого я пытался развиваться как обычный художник — «кисточкой по тряпочке». В начале-середине 2000-х образ человека, рисующего или работающего за компьютером был немного романтизированным, а еще там платили нормальные деньги. Я уже задумывался.
Был такой короткий период моей жизни, когда я работал в офисе — это был 2005-2008 год. Думаю, у многих история фриланса идет оттуда — как мы помним, был экономический кризис, который повлёк за собой массовые увольнения и сокращения. Еще до всех этих событий, работая в офисе, я параллельно занимался фрилансом. Думаю, работодателям слышать такое будет не очень приятно, но многие ребята, которые задействованы и в графическом дизайне, и в программировании, параллельно «шабашат». Если посмотреть дату моей регистрации на фрилансе, то, вроде бы, это 2007 год. Когда меня уволили, я еще походил в другие компании, услышал в плохом смысле удивительные цифры моей потенциальной зарплаты и решил остаться на фрилансе. К слову, уже к Новому году я заработал раза в два больше, чем составляла моя зарплата на предыдущем месте работы.
Уйдя с той работы, я уже постепенно перестал заниматься графическим дизайном и полностью переключился на иллюстрацию. Сейчас я изредка занимаюсь созданием логотипов — и то, в основном они связаны с иллюстрацией. Сейчас иллюстрация — моя основная специализация.
К слову, у фрилансера спустя какой-то долгий период работы чаще всего остается два варианта развития событий: либо он находит себе постоянных клиентов разной степени “жирности” и становится в своем роде аутсорсером (прим. редакции: человек, который передает часть своих обязанностей другим), либо открывает свое агентство, нанимает себе субподрядчиков и продолжает работать в интересующей его сфере.
Где я учился? Кемерово, несмотря на малую известность в стране, не самый маленький город — там около 600 тысяч населения. Там есть несколько крупных вузов, я учился в Кемеровском государственном университете, исторический факультет, кафедра культурологии. Я защитил диплом по истории ранней советской живописи. Параллельно с этим я учился в вечерней художественной школе. Спасибо моим преподавателям, потому что они дали ту базу, без которой я сейчас не смог бы работать.
Очень важно получить ту самую базу — иногда скучную, иногда кажущуюся бесполезной, как, например, штудирование гипсовых слепков, натюрмортов, перспективы. В каком-то упрощённом виде ее можно получить при помощи регулярных занятий в течение где-то 2-х лет.
Забавно, что здесь, во Франции, которая дала миру искусства столько выдающихся имён, я столкнулся с тем, что в художественных университетах уничтожено базовое художественное образование. Местные художественные вузы перестали учить этой самой базе, они пытаются научить «современному» искусству: студенты приходят на первый курс и уже создают какие-то акции, инсталляции, выставки. И все это вместо того, чтобы изучать строение черепа.
Не уверен, что это правильный путь, но стоит отметить, что здесь студентов художественных вузов учат мыслить свободнее, искать другие способы выражения, помимо традиционных живописи, графики, скульптуры. Все-таки мы живем в век диджитал-технологий, да и художественный язык изменился тоже. Так или иначе, наличие традиционной образовательной базы для художника мне кажется обязательным. И не только мне. Например, я недавно был на интенсиве в Барселонской Академии искусств. Они хранят традиции самого жесткого академического подхода — они могут рисовать гипсовый шарик на протяжении 6 часов подряд, а писать один портрет маслом — 5 недель.
В России уровень художественного образования и сейчас остается очень высоким — даже если это детская художественная школа, даже если это какое-то училище. В Сибири есть художественный вуз в Новосибирске, есть в Красноярске. Конечно, топ этих вузов по России — это Санкт-Петербургская императорская академия, она известна во всем мире. Знание основ рисунка и живописи на самом деле помогает сэкономить кучу времени и сразу выделяет вас из ряда всех остальных.
Иллюстратор — кто это и чем занимается?
Графдизайнер — это широкое понятие: им можно назвать и того, кто работает с фотографией, делает коллажи, и того, кто рисует на бумаге. Сейчас я работаю в основном как художник для сторибордов — раскадровок для видео-рекламы. Сегодня иллюстраторы/графдизайнеры продолжают работать для Youtube — они рисуют обложки каналов, делают графику, которую потом анимируются для разного рода обучающих видео, мини-мультфильмов. Работа для графического дизайнера всегда есть, ее много, но она очень нестабильна.
Иллюстраторов, наверное, сейчас на фрилансе больше, чем дизайнеров сайтов или UI/UX-специалистов, но они должны постоянно подстраиваться под тренды — допустим, раньше был модным flat-дизайн, сейчас я вижу нарисованную от руки графику, завтра может быть станет модно рисовать пышные узоры в стиле модерн. Время — это то, что делает работу графического дизайнера, программиста, да кого угодно, сложнее. Все быстро меняется, иллюстратору сложно жить в таком мире.
По поводу графдизайнеров-новичков, история такая: я совершенно уверен, что новичкам сейчас тяжелее, чем было нам в начале 2000-х, потому что в то время было мало иллюстраторов, готовых работать в интернете. А клиентов, которые рискнули заказать услугу иллюстратора через сеть, хватало. Можно было заработать, даже имея совсем невысокий уровень. Я еще даже помню время, когда на fl.ru цены ставили в долларах.
В какой-то период время иллюстраторов “кормили” глянцевые журналы. Я в свое время поработал и на Women’s Health, и на Men’s Health, и на Playboy. Сейчас же этот рынок понемногу начинает сжиматься, потому что традиционная печать переживает сумасшедший кризис, плюс стоковые иллюстрации отбирают хлеб. Если раньше какой-нибудь Казахстанский журнал мог обратиться ко мне с просьбой нарисовать обложку, то сейчас им легче зайти на сток и купить иллюстрацию. Понятное, что она не будет уникальной, но на это обращают мало внимания.
Сколько зарабатывает графдизайнер?
Я скажу, сколько может, на мой взгляд, заработать графдизайнер, если он опытный, если он много работает: я думаю, что в России можно иметь зарплату от 100-150 тысяч рублей при нормальном стечении обстоятельств. Это среднее значение.
Опытный графдизайнер, который занят в узких специализациях — например, специалист, который создает детализированные 3Д-модели, может получать и полмиллиона за свою работу.
Есть люди, которые работают на стоках. При очень усидчивой работе — когда иллюстратор каждый день что-то рисует и продает — речь идет о тысяче долларов в месяц, может чуть выше.
То, что я вижу сейчас на fl.ru, суммы за иллюстрацию сейчас ниже, чем были пару лет назад. Думаю, при хорошем раскладе графдизайнер-новичок может получать за свою работу 40-50 тысяч в месяц спокойно. Сейчас стоимость простой иллюстрации варьируется от тысячи до 4-х тысяч.
Как долго надо учиться на иллюстратора?
Всю жизнь (смеется) — такой ответ. Базу надо получить, на это уйдет полгода, наверное. Потом — учиться постоянно. Не поленитесь — закончите помимо базы еще другие школы, училища, курсы. Учиться на иллюстратора можно и нужно всегда.
Как стать графическим дизайнером с нуля?
Я мало что знаю о современных школах иллюстраторов или графических дизайнеров в России. Я слежу в Instagram за школой SkillsUp — она есть и в Москве, и в Питере. Мне немного непривычно, что они позиционируют себя как место, где учат диджитальных художников. Например, они сидят и рисуют в планшетах натурщицу. Необычно, но мне очень нравится их подход. Мне нравится, как они себя рекламируют. У них есть как онлайн, так и оффлайн курсы.
Еще знаю, что есть курсы в Британской академии дизайна, они готовят очень хороших дизайнеров, в том числе графических. В России — это художественный вуз в Новосибирске, Красноярске. Конечно, еще Санкт-Петербургская имперская академия. Об институтах, где бы обучали специальности «Иллюстратор», пока не слышал. О «Графическом дизайнере» в качестве отдельной специальности тоже.
Онлайн-обучение специальности «Графический дизайнер» с трудоустройством для начинающих
GeekBrains
GeekBrains: онлайн-университет обучает графическому дизайну с нуля. Программа обучения проводится в дистанционном формате и состоит из 4 четвертей, в каждой примерно по 11-20 уроков. На курсе вы освоите современные графические редакторы и технологии дизайна, такие как Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Power Point. А также владению растровыми и векторными графическими редакторами, разработке фирменного стиля бренда, верстке макета, работе с цветовыми палитрами (CMYK, RAL, RGB, PANTONE). По окончании курса вы получите сертификат (диплом), а также помощь при трудоустройстве.
SkillBox
SkillBox: курс «Коммерческая иллюстрация с нуля до PRO» рассчитан как на иллюстраторов-новичков, так и на начинающих и опытных иллюстраторов. На курсе вы научитесь работать в Illustrator, пользоваться Photoshop, создавать иллюстрации в разных стилях и жанрах, а также придумывать креативные концепции и продвигать свои услуги. Обучение включает в себя 18 тематических модулей и 64 онлайн-урока. По окончании обучения вы получите сертификат о прохождении курса, а также предложение о дальнейшем трудоустройстве.
Как и где графдизайнер ищет заказчиков?
Периодически мне пишут клиенты с fl.ru — это чуть ли не единственная биржа в Рунете, на которой есть реальные клиенты. Еще я есть на сайте illustrators.ru, но активность там низкая, при этом там очень много классных художников/иллюстраторов. У меня есть профиль на etsy.com и профиль в Instagram. В основном я сейчас работаю с постоянными клиентами.
Как раскрутить свой профиль на бирже фриланса?
Если честно, я ничего не знаю ничего о том, как графическому дизайнеру раскрутить свой профиль на фрилансе, мне непонятны алгоритмы покупки места в рейтинге. Я не видел зависимости посещаемости профиля и количества полученных заказов.
Предлагать свои услуги, пусть даже громко, шумно — это нужно. Фрилансер должен быть очень дружелюбным, максимально клиентоориентированным, чтобы получить заказ. Ну и плюс банальные “набивайте положительные отзывы”, “набирайте рейтинг”, “собирайте портфолио” тоже в счет.
Иллюстратору помогает настойчивость: как ни странно это звучит, но именно она мне помогала. У русских есть манера “Чего изволите?”, и это и плюс и минус одновременно. Это вопрос вашего характера — можете ли вы добиться клиента, написать ему не только отклик, а найти его контакты и написать туда. Так заказчики видят интерес к своему заданию и во многих случаях отдают вам заказ.
Раньше была такая опция на fl.ru — “Блог”, где даже новички могли написать пост и получить работу от заказчиков, которые ее прочитали. В тот период времени заказчики могли предложить работу, зная, что человек на сайте зарегистрирован не больше трех месяцев. В блоге происходило живое общение, которое во многом помогало и новичкам. Этот раздел удалили, наверное, несколько лет назад.
Секреты успеха на фрилансе. Советы начинающим и опытным фрилансерам
Мои успехи и мой опыт нахождения в этой профессии зависит от одной простой вещи — это ответственность. Я постоянно пересматриваю портфолио, постоянно чищу неактуальные работы. Единственное, что меня держит на плаву — это ответственность. И всегда клиенты удивлялись: они говорили, что работали со многими фрилансерами, а они пропадали — они “заболели”, им “плохо”. Секрет простой: он в том, чтобы наработать базу лояльных клиентов. Фрилансеры могут потеряться, могут не отвечать — их даже деньги не интересуют. Ответственность — это 50% успеха.
Помните, что предоплата для иллюстратора — это святое. Это нормальный способ ведения дел. В Европе, например, предоплата воспринимается абсолютно нормально в любых сферах. В России почему-то к ней относятся очень болезненно. Я рекомендую брать предоплату не меньше 50%, но вы должны дать и какую-то гарантию взамен. Например, легальную основу — у вас должно быть ИП или статус самозанятого, тем более что в России процент на это составляет 6% с общего дохода. Во Франции, например, он составляет 24%. Когда вы работаете через ИП, у клиента больше способов себя обезопасить. Я не говорю о том, что первым делом нужно оформлять ИП или статус самозанятого, но сделать это так или иначе нужно.
Бывает “расхлябанная” манера общения со стороны заказчика. Бывает, он переходит на “ты” или сорит сленгом — лично мне это не нравится и как правило, работа с ним не идет.
Ну и не бояться: сейчас очень тяжело умереть с голода. Даже иллюстратору.
Выводы
Графический дизайнер — это человек, который отвечает за визуальную часть бренда, он же создает фирменный стиль: а именно разрабатывает логотип, подбирает цветовую гамму и продумывает дизайн упаковки или полиграфических материалов. Обучение занимает от 4-х лет до всей жизни — это надо обязательно иметь в виду. Зарплата графдизайнера составляет от 100-150 тысяч рублей, а новичок может получать за свою работу и 40-50 тысяч в месяц. Кажется, звучит как очень заманчивое предложение. Пора пробовать!